Отзыв лицензии банка. Жизнь после смерти

istock_000018695467large

…Дела у владельца банка шли неважно. Его финансовая империя так и не оправилась от удара, вызванного сменой власти в Москве, и медленно умирала. Впрочем, особого повода для беспокойства у сотрудников банка не было. В основном народ подобрался бывалый, через смену собственника и руководства проходил и понимал, что банк ценен уже своей лицензией. Тем более такой белый, пушистый и не имеющий проблем с законодательством, как наш.

В конце прошлого века банк вошел в историю банковского дела в России. В далеком 1997 году был убит первый председатель правления банка. Это было первое заказное убийство банкира в России. Это потом убийство банкиров стало привычным делом. А тогда преступление получило громкий резонанс. Впрочем, больше ничем банк за свою историю не прославился. Обычный московский банк. Финансовый центр одной из многочисленных финансово-промышленных групп.

Учитывая успешную и вполне благонадежную 20-летнюю историю банка, покупатель должен был найтись. Он нашелся, но тут заартачился владелец банка, все еще надеющийся спасти свой бизнес. В итоге у банка возникли проблемы с оборотными средствами, проще говоря – не стало хватать денег для текущих платежей. Платежи клиентов встали. ЦБ РФ, учитывая текущую политику, направленную на сокращение банков, помогать не стал, а просто отозвал лицензию.

Хозяин банка пытался вернуть ее через суд, представил бумаги, обещая заплатить за все долги, но ЦБ сказал, что «умерла», значит «умерла». И мы отправились по дороге, по которой ушли уже сотни банков.

Пришедшая временная администрация начала с укрепления дисциплины, угрожая немедленным увольнением без выплаты выходного пособия. Единственное послабление – раз в неделю можно было отпрашиваться по служебной записке на три часа для собеседований с потенциальными работодателями. Искать новую работу в таких условиях было нелегко, тем более что администрация сразу отключила все каналы электронной связи, включая выход в Интернет. Это объяснялось необходимостью снижения расходов, чтобы были деньги на выплату нашей зарплаты.

Все работники банка получили под роспись извещения о предстоящем через два месяца увольнении. Уйти, разумеется, хотели по статье о сокращении в связи с ликвидацией предприятия, чтобы получить пять окладов. Два оклада – работа в банке до официального сокращения, два – после и еще один, если встанешь на биржу труда.

Больше всех повезло тем, кто не был сильно нужен администрации. Их за два месяца до увольнения отправили в отпуск с сохранением двух третей оклада. И они спокойно отправились заниматься поисками работы. Остальным – отдельным представителям бухгалтерии, ИТ и хозяйственников, пришлось нелегко. Не так просто выполнять свою работу в условиях отсутствия денег, которых не давали даже на обычные текущие расходы, например, на Интернет и бензин. А работы было немало – приходилось делать кучу отчетов, проводить инвентаризацию, все время переконфигурировать постоянно уменьшающуюся сеть и доставлять сообщения должникам о необходимости возврата кредитов.

Премии отменялись первым же указом временной администрации, также отменялись все совместительства. Хорошо, что у сотрудников почти вся зарплата была в окладе. Все «белое» – никаких конвертов. Премии были маленькими, а вот отмена совместительства была чувствительной. Банк был маленький, и часто зарплату специально делили между должностями, чтобы присутствовали все требуемые регуляторами штатные единицы.

Насчет выплаты денег народ беспокоился, но не сильно. Ведь по закону зарплата сотрудникам выплачивается в первую очередь, а у банка было много выданных кредитов. Да и про фонд обязательного страхования в ЦБ все помнили.

Впрочем, расслаблялись зря. Сначала обещали заплатить через месяц, потом через три, потом через полгода. Деньги куда-то благополучно исчезли, и в действительности народ получил только часть зарплаты за первый месяц работы на временную администрацию. В общем – всех развели. Временную администрацию тоже можно понять – сами бы они без поддержки сотрудников банка в бумагах не разобрались, а как-то заставлять народ работать было надо.

Как выяснилось, в некоторых ликвидированных банках сотрудники уже по три года зарплатных денег ждут. Раз государство должно заплатить – оно долг по зарплате вернет. Только вот когда? И какова тогда будет реальная стоимость этих денег?

Перед уходом председатель правления тепло попрощался, дал отличное рекомендательное письмо и сказал, что не сомневается, что специалист такого уровня и с таким большим опытом работы в банках без работы не останется. Да и количество предложений вакансий на сайтах по трудоустройству обнадеживало.

Каждый день начинался с рассылок резюме, но вот с приглашениями на собеседование было негусто. В одной государственной (!) конторе, занимающейся коммерческими банками, мне ответили прямо: «Вы отличный профессионал и знаете все, что нам надо. Нам нужны специалисты и есть вакансия. Но вы не проходите по главному критерию – мы не берем никого старше 45 лет».

Да, дискриминировать претендентов на работу по возрасту законодательно запрещено. Поэтому никто и не пишет в объявлениях о таких ограничениях. Но это не значит, что кадровики про это забывают.

Справедливости ради на собеседования несколько раз все же приглашали. В московском филиале одного иногороднего банка пошел на повышение руководитель службы ИТ. Собеседование с ним прошло успешно, моя кандидатура его полностью устроила. Но вот начальница филиала решила по-другому: «Кандидат технических наук?! Такой большой опыт работы в банках?! Столько сертификатов?! Слишком умный… Нам нужен человек попроще».

Трудоустроиться в банки сейчас нелегко. Лицензии отбирают почти каждую неделю, а вот новые не открываются. Осенью появился всего один новый банк – китайский. Собеседование в кадрах прошел успешно и стал готовиться к собеседованию на английском с китайским ИТ-директором. Но китаец пару раз переносил встречу, а потом сказал, что уже нашел кандидата.

Биржа труда встретила надписью «Граждан в нетрезвом виде и состоящих на учете в туберкулезном диспансере не принимаем». Естественно, никаких вакансий у них не было. Но и на учет ставить не торопились.

Сначала, когда вам начисляются три оклада выходного пособия, вас не регистрируют, так как вы еще не безработный, а «сокращенец». То есть человек, получающий выходное пособие от бывшего работодателя. То, что этого пособия в реале нет и, возможно, никогда не будет, никого не интересует.

После трех месяцев вами начнут заниматься. Не удивляйтесь, что только тогда выяснится, что не хватает каких-то специфичных для данной биржи бумаг, о которых ранее никто и не заикался. Например, доверенности на право подписи справки о средней зарплате конкурсным управляющим. Или копии решения суда о ликвидации банка. Да и требования к оформлению справок в разных бюро по трудоустройству могут отличаться.

Многие на этом ломаются, тем более что и биться-то особо не за что. Казалось, что по закону еще полгода должны платить 60% среднего заработка, но в действительности эта сумма не должна превышать 4800 рублей в месяц. За эту сумму вы должны минимум раз в две недели отмечаться (неявка без больничного наказывается снятием на несколько месяцев пособия) и ходить по направлениям на работу, которые выписывает инспектор по трудоустройству. Сейчас минимальный оклад – 12 тыс. рублей, оклад на предлагаемой вакансии вряд ли будет сильно превышать эту сумму. Отказаться можно один раз, после второго вас снимут с учета. Так что нужно уговорить потенциального работодателя написать, что вы ему не подходите.

Если вы не устроились на работу в течение года, то считается, что вы полностью потеряли квалификацию. Теперь вам могут предлагать работу разнорабочего, грузчика или уборщицы.

Могут предложить посещать за счет биржи обучающие курсы. Конечно, вопреки существующим на этот счет заблуждениям, на курсы английского языка вас никто не пошлет, но какую-то реально полезную обществу профессию вы получить сможете. Например, парикмахера или специалиста в области маникюра. Одна наша молодая операционистка, так и не найдя работы в банках, пошла на курсы бухгалтеров. В нашей действительности эта профессия перспективней. Тем более что все банковские бухгалтеры работу нашли. В конце концов, бухгалтерия предприятия не так уж сильно отличается от банковской.

В общем, перспективы трудоустройства банковских работников довольно туманные. Сотрудникам банков, стоящих на грани ликвидации, можно дать некоторые советы.

1. Для руководства банка известие об отзыве лицензии, как правило, не бывает неожиданностью. Желательно до прихода временной администрации перевести все премии в оклады. И уйти от работ по совместительству, также включив эти деньги в оклад. Не знаю, получите ли вы эти деньги, но хоть начислены они будут правильно.

2. Некоторые руководители идут дальше и просто повышают всем оклады перед отзывом лицензии. Все равно выплата этих денег не будет их проблемой.

3. Не ориентируйтесь на свой текущий оклад при поиске работы. Если найдете работу с окладом чуть меньше – соглашайтесь. Выходного пособия вы можете не увидеть еще долго.

Ну и главное – старайтесь спасти свой банк. В моей карьере банковского работника было всякое. В том числе и многочисленные банковские кризисы. Когда казалось, что выплыть уже невозможно. Но мы работали по 12 часов в сутки и как-то выползали. Спасая и акционеров, и деньги клиентов, и свои рабочие места.

Понятно, что не все зависит от сотрудника банка. Не все зависит и от топ-менеджеров.

Российский банк – это не то место, где можно спокойно доработать до пенсии. Но попробовать все же стоит…

Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/otzyv-litsenzii-banka-zhizn-posle-smerti-10005956/#ixzz3RVfnkSw4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 × один =