Дорога в облака
Я хотел бы в небе спать и сны о нем смотреть,
Сны в облаках.
Но ты сказала мне: “Это мечты
И ничего в них нет!”Валерий Сюткин и группа “Браво”
“Дорога в облака”
Еще недавно многим “сны в облаках ” казались несбыточными мечтами.
— Ничего в них нет – это просто маркетинговый ход, чтобы продать старые технологии в новой упаковке, — уверяли скептики.
— Скоро произойдет настоящий взрыв в использовании облачных технологий. Мы стоим на пороге настоящей революции в ИТ. Такой же, которая произошла в энергетике. Когда на смену разнообразию несвязанных друг с другом электростанций пришла единая энергосистема. И теперь потребитель, включая утюг в розетку, не задумывается о том, где в действительности вырабатывается используемое им электричество, – возражали оптимисты.
Истина, как это часто бывает, оказалась посередине. Облачные технологии уверенно набирают популярность в России. Но, несмотря на все преимущества облаков, “взрыва” в их использовании так и не произошло. Рост есть, но это плавный и постепенный рост.
Как помочь бизнесу построить дорогу в облака и успешно по ней идти? Этот вопрос обсуждался на конференции Road to Cloud: Russia, проведенной компанией Microsoft и Российской ассоциацией облачных профессионалов (RCCPA) 28 мая 2015 года в Москве, в гостинице Холидей Инн Сокольники.
Открывший конференцию её организатор Олег Фатеев (RCCPA, MSRD) был оптимистичен в оценках перспектив облаков для бизнеса и для конечных потребителей. Он сказал об облачной революции, о стремительном появлении технологических новшеств и кардинальных изменениях в бизнес-моделях, которые неизбежно несут с собой облака. Все это изменит рынок программного обеспечения и требует уже сейчас от компаний-разработчиков принятия правильных стратегических решений, чтобы проложить свою «дорогу в облака».
Что такое облако?
Для начала было бы неплохо разобраться с вопросом, что такое облако? Некоторые считают, что это только сгусток водяного пара, другие, что это все, что мы получаем удаленно по сети Интернет, третьи – что это просто виртуализация. Несмотря на активно пропагандируемое определение, данное Национальным институтом стандартов США (NIST), путаница есть и в головах ИТ специалистов.
На конференции было предложено простое определение – вычислительные ресурсы и ресурсы хранения по запросу. Сильно упрощено, но в целом правильно. Как правильно и то, что облака, прежде всего, надо использовать там, где нужна масштабируемость и гибкость с точки зрения бизнеса.
Путь Microsoft
Не смотря на политические сложности и “войну санкций”, Microsoft продолжает активно работать на российском рынке, подстраиваясь под изменяющееся российское законодательство. Запрещено хранить персональные данные россиян в зарубежных облаках? Microsoft предлагает схемы взаимодействия с российскими дата-центрами, когда персональные данные россиян не будут покидать границы нашей страны. И российские компании, уже привыкшие к Microsoft Azure, не должны будут отказываться от полюбившихся технологий.
О такой инициативе, получившей название Cloud OS Network Russia, рассказал в своем докладе “Облачная платформа Microsoft Azure для российских разработчиков” Владимир Юнев (Technology Evangelist, Microsoft Azure). Российскими партнерами в этой программе являются уже около десяти облачных провайдеров, которых представлял Максим Захаренко (директор Облакотеки), выступивший с докладом “Российская платформа для разработчиков” и рассказавший об их опыте использования Azure Pack на своих облачных ресурсах, а также о решении вопросов информационной безопасности в облачной инфраструктуре.
Плюсов у использования облачной платформы Microsoft, конечно, много. Это, прежде всего, авторитет компании, которая является одним из мировых лидеров в области облачных технологий. На сегодняшний день Microsoft Azure лидирует по разнообразию предоставляемых облачных сервисов, обеспечивая непрерывность их функционирования.
Минусы, конечно, тоже существуют. Политическая ситуация бьет и по облакам. Безоблачность западных облачных технологий в России может быть поставлена под угрозу рисками новых политических санкций. Рисками, которые всего пару лет назад бизнесом даже не рассматривались.
Впрочем, любой бизнес – это риски. Главное, правильно их оценить, не полагаясь бездумно на информацию рекламных компаний, политическую агитацию или просто пропаганду. Так что Microsoft еще поборется за российский рынок. Что у компании всегда неплохо получалось.
Из лабиринтов PaaS
Дорога в облака – это не только тросы подвесной канатной дороги. Это и кабинки, которые должны поднимать мечтателей в небо, и механизмы, которые осуществляют их доставку. Нужна не только одна платформа, но и средства разработки. Что в облачных терминах все вместе называется PaaS – Platform as a Service. Об этом мы услышали от докладчиков, знакомых нам по прошлогодней конференции “Лабиринты Paas” (первой российской конференции, целиком посвященной этой теме). Владимир Юнев упомянул в продолжении своего доклада, что Microsoft Azure начинал работать по PaaS модели, а сейчас является полноценной IaaS + PaaS платформой.
Дмитрий Лазаренко (Jelastic Russia) сделал доклад “Гибридное облако на базе Microsoft Azure для DevOps”. Jelastic — это облачная платформа нового поколения для разработчиков приложений. Дмитрий рассказал, как с помощью Jelastic можно строить гибридное облако для разработчиков, используя различные облачные платформы, в том числе и Microsoft Azure
Жизнь в облаках
Дорога в облака – это не только технические устройства. Это и люди, которые должны захотеть этим пользоваться. Захотеть подняться в облака. И не все, как лирический герой упоминавшейся песни, будут довольствоваться там снами о небе. Нужно что-то еще более полезное. Этим вопросам была посвящена заключительная часть конференции.
Валерий Милых (Quarta Technologies) рассказал о разработке приложений для Интернета вещей. Облачные технологии позволили компании, давно известной на рынке встроенных систем, придать новый импульс своему бизнесу. А Петр Ляпин и Илья Садыков – представители стартапа, которому нет и года, поделились интересной информацией, как контейнерные технологии Docker, поддерживаемые Microsoft Azure, позволили им быстро разработать и запустить облачный портал для путешественников TripToMap.com. В зависимости от интересов самостоятельных путешественников, портал сможет предложить им свой индивидуальный маршрут в разных странах мира.
Новое – хорошо забытое старое
Про контейнерные технологии нужно сказать особо, так как на конференции о них говорилось довольно много. Microsoft уже давно поддерживает контейнеризацию Docker на базе Linux в Microsoft Azure. Microsoft будет поддерживать Docker и на платформе Windows в новой версии своей серверной операционной системы, выхода которой уже осталось ждать не очень долго.
Действительно, тема контейнеров сейчас модная. Они удобны с точки зрения эффективности использования ресурсов и с точки зрения масштабируемости.
О контейнерах много говорил и представитель фирмы Jelastic. Их платформа поддерживает разные виды контейнеров — Docker, Rocket, Virtuozzo и может использоваться не только в Microsoft Azure, но и в Amazon, Google Cloud Platform, IBM Softlayer и других.
Облачные бизнес-стратегии
Для того, чтобы “дорога в облака” стала успешной, облачные проекты должны быть окупаемы. О стратегиях ведения облачного бизнеса рассказал Антон Салов (RCCPA). Это был полезный для облачников доклад. Которых чаще интересуют технические детали, а не стратегии продвижения и обоснование стоимости их облачным решений, но ведь именно это очень важно для успешного бизнеса.
Прежде всего, при построении облачного решения надо понимать, для кого он предназначено. Для обычных пользователей или для бизнеса? Если для бизнеса, то какого? Малого, среднего или большого?
Далее нужно решить вопрос выбора платформы. Используем облачного провайдера или строим свой ЦОД? Нужно решить вопросы взаимодействия с партнерами. Создавать свою экосистему или встраиваться в уже существующую? Ну и конечно, надо решить вопрос цены. Проанализировать свои затраты и возможную отдачу. И понять, как продавать?
Это все очень индивидуально и зависит от конкретного продукта. Который, прежде всего, должен быть удобным и полезным для пользователя.
Но так высока и так близка – дорога в облака.
Что можно сказать в заключение. Конечно, процесс идет. Рынок растет: среднегодовой рост облачного рынка составляет 25–30%, а некоторых сегментах до 45-–50%. К облакам бизнеспривык, с ними спокойно работают обычные пользователи, часто даже не подозревая об использовании облачных технологий.
С другой стороны – ожидания были другими. Аналитики прогнозировали удвоение рынка каждый год. Но этого не произошло. Да, действительно, дорога в облака вроде бы так близка. И в то же время, так еще высока…
Впрочем, дорогу осилит идущий. И можно быть уверенным – этот путь будет пройден.
Николай Носов к.т.н. RCCPA
Фото автора
Добавить комментарий