Российский рынок систем BPM в условиях экономического кризиса

PCWEEK

Экономический кризис в России заставляет предприятия уделять больше внимания вопросам снижения издержек при производстве своей продукции. Резервы для этого есть. В первую очередь — в повышении производительности труда. Ведь по мнению экспертов производительность труда у нас более чем в четыре раза ниже, чем у американцев.

Что для этого можно сделать? Самое простое — оптимизировать свои бизнес-процессы, прежде всего в области управления, и максимально их автоматизировать.

Но как оптимизировать, когда сами бизнес-процессы предприятий зачастую не формализованы, а по большей части находятся в головах их руководителей? И как проводить оптимизацию? Невозможно улучшить то, что невозможно измерить. Что и по каким показателям оптимизировать?

Процессный подход

На помощь приходит процессный подход — подход к организации и анализу деятельности компании, основанный на выделении и рассмотрении ее бизнес-процессов. При этом Business Process Management (BPM) рассматривает бизнес-процессы как непрерывно адаптируемые к изменениям особые ресурсы предприятия.

В принципе всё можно сделать вручную, используя простейшие программные средства типа MS Visio и MS Exel. Нарисовать диаграммы бизнес-процессов, внести в таблицы данные об их прохождении. Например, именно так сейчас проходит коммерческое прогнозирование в российском представительстве L’Oreal Luxe. Но это работает только в простейших случаях. Для полноценной работы нужно использовать специализированные ВPM-системы, или, проще, BPMS.

В проектах по автоматизации бизнес-процессов предприятия, как правило, выполняется пять основных фаз цикла разработки и внедрения: описание бизнес-процесса, моделирование, интеграция с внешними системами, настройка веб-интерфейса, тестирование и запуск.

При этом BPMS становится центром управления предприятия, связывая все его информационные системы. Руководитель получает полную картину того, что делается в его компании, в каком состоянии находится тот или иной процесс; он может контролировать состояние дел, реально оценивать эффективность работы и принимать меры по совершенствованию бизнес-процессов.

По сути строится информационный многоуровневый конвейер. Руководитель высшего эшелона может посмотреть состояние дел на верхнем уровне, на уровне подразделений, при желании перейти ниже — на уровень отделов и даже спуститься на уровень исполнителей. Уровней может быть много — все зависит от организационной структуры предприятия. Причем руководитель может делать это круглосуточно через Web-интерфейс на своем мобильном устройстве в любой точке мира.

Особенно хорошо работает система при наличии четкого регламента и низком уровне неопределенности при принятии решений. Сразу видно, справляется человек или нет и каков процент брака в его решениях.

Например, к сотруднику на согласование поступает договор. Он проверяет текст договора, наличие всех необходимых для его заключения условий и принимает решение — утвердить или отказать. По сути нажимает на красную или зеленую кнопку.

На предприятии запускается система BPM. Для начала в систему сотрудникам закладывается на обработку договора среднее время, которое они тратят на эту работу на момент запуска. Конвейер начинает действовать. Затем время уменьшают — скорость «ленты» увеличивается. Растёт и производительность труда. При этом всегда видно, сколько сотрудников не справляется с графиком. Если не успевают единицы — их можно уволить и взять более проворных. Если же неуспевающих много — надо разбираться, может, скорость конвейера целесообразно снизить.

Регламентация и стандартизация бизнес-процессов облегчают и решение задачи автоматизации. Видны узкие места, а четко расписанный регламент легко можно перенести в компьютерные программы. В конце концов, если нужно решать задачи в условиях неопределенности, можно использовать самообучающиеся системы и системы с элементами искусственного интеллекта. А без людей — совсем обойтись.

Мир, описанный Куртом Воннегутом в антиутопии «Механическое пианино», становится все ближе. И уже не кажется антиутопией. Впрочем, не будем углубляться в философские проблемы, а вернемся к техническим задачам. Автоматизация на порядок повышает производительность труда. Вот и еще путь снижения издержек производства.

Пять основных фаз цикла разработки и внедрения бизнес-процесса

Пять основных фаз цикла разработки и внедрения бизнес-процесса

Российские реалии

Регламентацию, оптимизацию и автоматизацию называют «тремя богатырями BPM». Эти «богатыри», как показывает западный опыт, могут значительно повысить эффективность производства и помочь предприятиям в условиях кризиса. Внедрение систем BPMS — адекватный ответ на новые вызовы. Но в российских реалиях всё не так просто.

Экономический кризис — это прежде всего нехватка денег. А системы BPM не дешевы. Конечно, все зависит от конкретного предприятия, но ценник в сто тысяч долларов на рынке BPM считается довольно «бюджетным». Захочет ли руководитель в условиях кризиса рисковать такими суммами?

Если процесс внедрения систем BPM на предприятии уже идет — деньги на продолжение работ выделяться будут. Если, конечно, уже проведенные и оплаченные работы показали руководству преимущества использования этих систем.

Такие предприятия в России есть. Используются и дорогая Pega BPM (российский cистемный интегратор «Ланит»), и более дешевая и, что важно, имеющая хорошую поддержку в России система Bizagi BPM, и российская разработка компании ELMA.

Кроме того, элементы BPM иногда используются в системах другого типа. Например, в системах управления корпоративным контентом (ECM), в системах электронного документооборота (в частности, в «1С:Документообороте») или в корпоративных информационных системах (SAP). Набирают популярность и BPaasS — предоставление услуг по решению бизнес-задач на основе облачных технологий. Примером здесь может служить использование системы PYRUS в СовКомБанке.

Но если руководитель предприятия до этого не имел дела с системами BPM, то выделение денег на такой проект выглядит сомнительным. Большинство наших руководителей вообще имеют смутные представления о процессном подходе. Давно идут разговоры о необходимости изучения процессного подхода на наших курсах MBA, но в реальности ничего не меняется.

Open Source — наше всё

На мой взгляд, в условиях российского экономического кризиса конкурентное преимущество получают BPM-системы с низкой стоимостью входа. В идеале — с совсем бесплатной. Например, продукт Alfresco — Activiti — является абсолютно бесплатной Open-Source-BPM-системой, распространяемой по лицензии Apache License 2.0. Для её разработки Alfresco по традиции переманила руководителей конкурирующего проекта JBoss jBPM — Тома Байернса и Джорама Барреза. Так что продукт возник не на пустом месте, и перспективы у него есть.

Отчасти недостатком двух упомянутых Open-Source-решений является ограниченный функционал. На их фоне более выигрышной видится Open-Source-система BonitaBPM фирмы Bonitasoft. Не зря это решение сейчас лидирует в области BPMS по числу скачиваний в мире. Даже его бесплатная версия Community включает широкий функционал, графическое моделирование и большой набор коннекторов к внешним системам. И, что важно, заказчик имеет хоть и платные, но возможности максимально расширить функционал системы, перейдя к версиям BonitaNeamwork, BonitaEfficiency, BonitaPerformance. Недостатком здесь было отсутствие поддержки в России, но сейчас появляются компании, например «Бизнес-Талисман», которые предлагают такие услуги.

Надо четко понимать, что говорить о «бесплатности» Open-Source-систем можно только условно. Все равно предприятию скорее всего придется нанимать консультантов внешней поддержки, оформлять платную подписку на расширенные версии или как минимум обучать своих сотрудников. Это нормально — в конце концов, Open-Source-проекты за счет этого и живут.

Но все это потом, а не сейчас, сразу, когда денег нет, а снизить издержки хочется. А тут еще » война санкций» и борьба за импортозамещение. Так что у Open-Source-решений на современном российском рынке перспективы неплохие. В том числе и в реализации новых проектов в области BPM.

Автор статьи — канд. техн. наук (в области информатики), занимается банковскими ИТ с 1993 г., имеет опыт руководства ИТ-подразделениями банков более 20 лет, опыт создания ИТ-служб банка с нуля. Автор статей по ИТ-тематике в изданиях PC Week/RE, ИКС, «Cisco для профессионалов», «Windows для профессионалов», «Финансовая газета», Bankir.ru.

Опубликовано — PC Week/RE №4 (881) 10 марта 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× два = 8