Правильным курсом
Москва. Небольшое кафе на углу Новодмитровской улицы. Над входом висит вывеска на итальянском языке «Del Corsо».
Как ее правильно перевести? По курсу? По пути? На повороте дороги? А может, неоднозначность перевода изначально учитывалась авторами, и все варианты являются верными?
Вхожу в уютный зал и занимаю столик у окна. Совсем юная, очаровательная девушка принимает заказ. Из-за стойки подходит мужчина в возрасте «немного за тридцать». Подсаживается за столик. Начинается непринужденный разговор.
Моего собеседника зовут Эдуард. У него простая и такая распространенная в нашей стране фамилия — Данилов. По образованию – юрист. Работает в ресторанном бизнесе с 17-ти лет. Тогда, в далеком 1997 году он начал карьеру в должности помощника официанта. Ресторан был крутой – шоу-блюда для иностранцев, меню на английском на тридцати страницах. Было трудно. Учиться на официанта пришлось полгода, только после этого юного официанта допустили до обслуживания клиентов.
Школу управления Эдуард прошел на практике, работая в крупной международной компании «Шторм Интернэшнл», хорошо известной благодаря принадлежащей ей сети казино «Шангри-Ла». Прошел по карьерной лестнице от самого низа до должности заместителя генерального директора, открывал с «нуля» многочисленные филиалы компании. В 2009 году в связи с фактически запретом игорного бизнеса в России компания практически свернула деятельность в России и Эдуард начал задумываться о своем деле. О своем ресторане.
Ресторанный бизнес очень сложный. Высокодоходный бизнес элитных ресторанов сопровождают очень высокие риски. Богатых клиентов не так много и они очень капризны. Легко можно потратить кучу денег на организацию заведения, а затем разориться.
Более привлекательной в плане стабильности выглядела ниша бизнес-ланчей для среднего класса. Офисным работникам нужно обедать, а уровень зарплаты позволяет им питаться не из «баночки, принесенной из дома», а нормально приготовленной пищей в хорошем кафе.
В 2013 Эдуард купил это кафе, которое, несмотря на удачное местоположение приносило прежней хозяйке одни убытки. Изменил название и дизайн. Перешел на работу и в дневное и в вечернее время, причем в вечернее время в режиме «до последнего клиента». Стал проводить дни рождения, корпоративы и свадьбы (в кафе отмечала свой день рождения солистка группы «Мираж»), для чего центр зала стали при необходимости переделывать в танц-пол. Официально разрешил клиентам приходить со своим спиртным.
Заведение стало популярным, народ пошел, причем, даже появились очереди из желающих попасть в кафе. Да и контингент посетителей подобрался хороший. Вокруг много офисов Hi-Tech компаний, в том числе очень крупных. Публика интеллектуальная, сидит за столиками со своими планшетами, обсуждает новости высоких технологий, что вносит вклад в положительную атмосферу.
Но главное, он взял хорошего шеф-повара, прошедшего обучение у знаменитого американского шеф-повара Айзека Корреа.
Признаю, готовят здесь действительно хорошо. Поразительно, каким нежным может быть мясо обычного куриного шашлыка. И все это за вполне бюджетные деньги – стоимость стандартного бизнес-ланча меньше трехсот рублей. Это не комплексный обед — клиент может сам выбрать блюда. Причем можно выбрать обед из итальянского или японского меню. Несмотря на итальянское название заведения, здесь можно заказать и блюда японской кухни.
— Итальянская кухня самая популярная в Москве. А в последнее время на второе место уверенно выходит японская. Так что логично предлагать клиентам выбор. Это общая тенденция. Все диктует рынок. Сейчас никого не удивляет, что японских ресторанах столицы можно заказать салат «Цезарь», а в итальянских «суп-мисо», — объяснил наличие японского меню на столике Эдуард.
— Главное, качество еды. В молодости меня учили, что успех в ресторанном бизнесе можно сравнить с яблоком. Половина которого – качество еды, другая – сервис. Из моего опыта это не так. Качество еды – больше половины успеха. Ради хорошей еды клиент не только закроет глаза на некоторые недостатки сервиса, но и потратит больше времени на проезд к понравившемуся ресторану.
— А как влияет на ваш бизнес текущая обстановка и «война санкций»?
— Ничего хорошего в этом нет. Но как-то выкручиваемся. Берем продукты других стран. Хотя, не всегда удается это сделать. Например, гордость нашего заведения – настоящий итальянский кофе. Многие специально заходят к нам только ради того, чтобы его попить. Секрет прост –поставки кофе прямо из Италии. Вот, видите штрих-код производителя на пакете?
— Пробовал кофе во многих странах мира. В том числе и на его родине – в Эфиопии. Но самым вкусным мне действительно показался кофе в Италии. Как вы думаете, за счет чего это получается?
— Тщательный отбор зерен и правильная обжарка. Поэтому и берем кофе из этой страны. Когда евро прыгает до ста рублей, это не может не сказываться на стоимости. Но мы пока держим цены.
— А какие у вас планы?
— У меня три заведения в Москве, будет четвертое. Надо ими всеми заниматься. Задумываюсь о том, чтобы выйти на международный уровень и открыть ресторан или отель в турецком Бодруме. У меня уже есть турецкий компаньон – мы вместе работали в Москве и я ему полностью доверяю. В отличие от Анталии, Бодрум пока мало известен нашим туристам. Но он очень популярен у местных, особенно у турецкой богемы – писателей, художников, артистов. Там отличный сухой климат и ночью можно спать без кондиционера.
Еще есть мечта, открыть ресторан авторской итальянской кухни в Москве. Но это уже сложнее.
Обед закончен, прощаюсь, одеваюсь и выхожу на засыпанную мокрым снегом московскую улицу.
Вводятся санкции, падает рубль, лопаются банки. Аналитики предсказывают тяжелые времена. Но вот встреча с молодым представителем нашего бизнеса. Ничто не может поколебать его уверенность в своих силах. Он спокойно встречает новые вызовы. Уверен — он преодолеет любые трудности. И это внушает надежду.
Николай Носов
Фото автора
Добавить комментарий